Предварительное электронное информирование (декларирование) о ввозе (транзите) грузов и транспортных средств таможенным органам стран ЕС (Германия, Польша, Прибалтика, Венгрия, Румыния) и Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана
С 01.01.2011 в Европейском Союзе (Директива ЕС № 273/2009), а с 17.06.2012 на территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899) вступило в силу обязательное требование предварительного информирования (декларирования) о ввозе и транзите товаров и транспортных средств.
В случае прибытия на таможню груза, предварительной информации о котором нет в электронной базе таможенных органов страны ввоза, перевозчику предоставляется ограниченное время (не более двух часов в странах Таможенного союза) для подготовки необходимого пакета документов в бумажной и электронной формах самостоятельно или через таможенных брокеров, платные услуги которых в пунктах пропуска завышены в несколько раз. К тому же, перевозчика будет ожидать более тщательный осмотр транспортного средства с использованием системы управления рисками, а также возможен простой транспортного средства на границе. Законодательство Евросоюза предполагает даже возврат ТС за территорию ЕС в случае несвоевременной подачи предварительной информации. Таможенное оформление товаров без предварительной электронной информации на сегодня не осуществляется.
Надлежащее предварительное информирование таможенных органов стран ЕС и Таможенного Союза о предстоящем ввозе товаров позволяет не только формально соблюсти требования законодательства и заблаговременно получить обязательный идентификационный номер перевозки, но, что не менее важно, предоставляет перевозчику и субъектам внешнеэкономической деятельности ряд преимуществ:
- время оформления в пограничном пункте таможенного оформления сокращается как минимум на 2 часа;
- существенно снижается сумма расходов на таможенное оформление;
- уменьшается возможность субъективного влияния должностного лица таможенного органа на принятие решения о выдаче разрешения на таможенный транзит в пункте пропуска;
- перевозчику предоставляется приоритет при оформлении на границе;
- позволяет избежать отдельных форм таможенного контроля товаров и нежелательных простоев;
- электронное предварительное декларирование/информирование может также использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации.
Наша компания предоставляет перевозчикам и субъектам ВЭД услугу предварительного электронного информирования о ввозе и транзите грузов и транспортных средств таможенных органов стран ЕС (Германия, Польша, Латвия, Литва, Венгрия, Румыния и др.) и Таможенного Союза Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. Если Вы хотите получить профессиональную помощь по предварительному декларированию, пожалуйста, пишите нам на info@kpl.net.ua или звоните по телефону +380 44 3311136
Посмотреть презентацию
В зависимости от страны ввоза (транзита) товара, но не позднее, чем за 4 часа до планируемого времени прибытия транспортного средства на таможню, необходимо предоставить следующую информацию и электронные копии документов:
- коммерческие и транспортные документы (CMR, книжку МДП, счет, экспортную декларацию на товары, сертификат о происхождении товаров, упаковочный лист и др.);
- документы на транспортное средство;
- документ, удостоверяющий личность представителя перевозчика (водителя);
- данные о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения по каждому коду ТНВЭД (если в документах не обозначено);
- наименование, количество, стоимость товаров (если в документах не обозначено);
- пункт назначения товаров (если в документах не обозначено);
- планируемое время и место прибытия товаров на таможенную территорию ЕС или Таможенного союза.
Наши сотрудники возьмут на себя заполнение всех необходимых документов, передадут документы в систему таможенных органов и сообщат водителю учетный номер электронного предварительного информирования (идентификационный номер перевозки).
Ниже мы предлагаем аналитический обзор законодательной базы, регулирующей вопросы электронного предварительного информирования таможенных органов и особенностей применения процедуры в странах Европейского союза и Таможенном Союзе:
С целью усиления безопасности международной торговли, более направленного таможенного контроля, ускоренной оценки степени рисков, связанных с перемещением грузов через границу, в большинстве стран мира таможенные органы вводят требование предварительного информирования о ввозе и транзите через их территорию товаров и транспортных средств.
В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусмотрено необходимость использования предварительной информации и передачи ее в электронном виде. Всемирная таможенная организация считает использование предварительной информации при применении таможенных процедур показателем уровня развития таможенной службы отдельного государства.
Международные стандарты обязательного предварительного информирования на таможне сегодня применяют в США, с 2011 года на них перешли в странах Евросоюза, а со второго полугодия 2012 года и на территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Особенности предварительного декларирования в ЕС
Обязательное требование Европейского Союза о заблаговременной подаче в таможенные органы электронных данных о ввозимых грузах вступило в силу с 1 января 2011 года (согласно Директиве ЕС №273/2009) сразу для всех видов транспорта.
Для этого в таможенные органы страны ввоза (первую впускную таможню) через общеевропейскую Систему Контроля Импорта (ICS) необходимо подать так называемую сокращенную ввозную декларацию (ENS) на товары, ввозимые на таможенную территорию ЕС.
Ответственность за подачу деклараций несет лицо, фактически ввозящее товары на таможенную территорию ЕС, либо лицо, принимающее на себя ответственность за провоз товаров на таможенную территорию Евросоюза, то есть перевозчик.
Кроме перевозчика декларацию может подать (представить) любое лицо, с которым перевозчик заключит договор (доверенное лицо, представитель, брокерская фирма или получатель товара) и в распоряжении которого имеется вся необходимая информация о грузе, а также доступ к системе электронного декларирования соответствующей страны-участницы ЕС.
ENS не требуется при перемещении электрической энергии, товаров, ввозимых по трубопроводу, писем и почтовых отправлений, товаров, содержащихся в личном багаже пассажиров, товаров, для которых допускается устное декларирование и т.д.
Объем необходимых для обработки данных, а также время подачи декларации зависят от вида транспорта, которым перемещаются товары: в случае перевозки автомобильным транспортом – не менее чем за 1 час до его фактического прибытия на таможню ввоза на территорию ЕС, в случае железнодорожных перевозок – за 2 часа, при авиаперевозках – до фактического отправления воздушного судна (при длительных рейсах – как минимум за 4 часа до прибытия воздушного судна в ЕС).
Сведения, подлежащие указанию в ENS, не делятся на обязательные и необязательные, а заполняются в полном объеме. В ENS требуется такая информация:
1. Количество наименований товаров;
2. Уникальный номер перевозки;
3. Номер транспортного документа;
4. Отправитель;
5. Лицо, представляющее ввозную краткую декларацию;
6. Получатель;
7. Перевозчик;
8. Транспортное средство, на котором перемещаются товары, на границе;
9. Код первого места прибытия товаров на таможенную территорию ЕС;
10. Дата и время прибытия товаров в первое место прибытия товаров на таможенную территорию ЕС;
11. Коды государств по маршруту движения транспортного средства;
12. Вид транспорта на границе;
13. Место погрузки;
14. Код места разгрузки;
15. Описание товаров;
16. Код вида упаковки;
17. Количество упаковок;
18. Номер контейнера, если товары перемещаются в контейнере;
19. Номер наименования товара;
20. Код товара по Товарной номенклатуре;
21. Вес нетто (в кг);
22. Код метода уплаты транспортных сборов;
23. Код товара по Номенклатуре ООН для опасных грузов, если таковые перемещаются;
24. Номер пломбы;
25. Дата декларации;
26. Подпись или аутентификация лица, подающего декларацию;
27. Иные специфические сведения.
Для того чтобы подать ENS, нужно подключиться к системе электронного декларирования в ЕС, для чего нужно заключить договор с таможенной службой одного из государств-членов, а также получить электронную подпись. Немаловажная деталь – чтобы заключить договор о подключении к системе электронного декларирования, нужно быть зарегистрированным юридическим лицом государства – члена ЕС, либо необходимо найти партнера на территории ЕС, который уже к этой системе подключен, и сможет сам представить предварительную информацию о ввозе товаров, заверив ее своей электронной подписью.
Если представляемые таможенному органу товары не заявлены заблаговременно, то сокращённая ввозная декларация на них должна быть безотлагательно подана лицом, фактически ввозящим товары, либо лицом, несущим ответственность за провоз товаров на таможенную территорию Евросоюза.
Законодательство Евросоюза предполагает возврат транспортных средств за территорию ЕС в случае несвоевременной подачи предварительной информации.
Нормы таможенного права EC предоставляют факультативную возможность декларирования «сведений безопасности» в рамках транзитной заявки с использованием системы TIR-EPD, если:
1) товары ввозятся на таможенную зону ЕС в рамках процедуры транзита;
2) обмен данными по транзиту происходит посредством информационных технологий и компьютерных сетей;
3) данные содержат все элементы, требующиеся для ввозной короткой декларации.
Факт использования возможности подачи транзитной заявки со «сведениями безопасности» в систему TIR-EPD освобождает от обязанности отправления сокращенной ввозной декларации в систему ICS. Решение, какую систему выбрать, принадлежит предпринимателю.
Предварительное информирование в Таможенном Союзе
С 17 июня 2012 года представление предварительной информации является обязательным условием ввоза товаров автомобильным транспортом на территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»).
Согласно пункту 2 указанного Решения уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам предварительную информацию о ввозимых автомобильным транспортом товарах не менее чем за два часа до их ввоза на территорию Таможенного Союза.
Отметим, что на сегодня не требуется представления предварительной информации в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного Союза другими видами транспорта, кроме автомобильного.
Предварительно декларировать можно только те грузы, которые еще не пересекли таможенную границу Таможенного союза. Срок для предъявления грузов таможенному органу составляет 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Новацией является то, что товары могут быть предъявлены не только таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, но и иному таможенному органу страны ввоза, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Если нет расхождений с оригиналами документов на перевозку, то предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации.
При предварительном таможенном декларировании товаров декларанту разрешается подавать документы, необходимые для сопровождения товаров, в электронном виде или заверенные копии. По прибытию груза в таможенный орган необходимо предоставить оригиналы.
Если ввозимые товары планируется помещать под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то предварительная информация должна быть представлена в объеме сведений, установленных для транзитной декларации. К такой информации относятся сведения о (об):
- отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
- стране отправления, стране назначения товаров;
- декларанте;
- перевозчике;
- транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
- наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными документами;
- коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система) или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков;
- весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы;
- количестве грузовых мест;
- пункте назначения товаров в соответствии с транспортными документами;
- документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, если такое перемещение допускается;
- планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
- времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
Если ввозимые товары не планируется помещать в месте прибытия под процедуру таможенного транзита, заинтересованное лицо представляет информацию о (об):
- государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
- наименовании и адресе перевозчика;
- наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
- наименовании, адресе отправителя и получателя товаров;
- продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
- количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковки товаров;
- наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
- весе брутто товаров (в кг) либо их объеме (в куб. м), за исключением крупногабаритных грузов;
- наличии товаров, ввоз которых в ТС запрещен или ограничен;
- месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
- времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
Обязательное предварительное информирование не требуется в отношении:
- товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
- товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 Таможенного кодекса ТС;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- военных грузов.
Таможенные органы государства - члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение 2-х часов с момента получения предварительной информации обязаны будут провести ее анализ с использованием системы управления рисками.
В месте прибытия товаров таможенные органы будут сопоставлять предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) других документах.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров.
Следует подчеркнуть, что в случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации заблаговременно, в месте прибытия товаров соответствующую информацию потребуют представить в информационную систему таможенных органов государства – члена Таможенного союза, на территории которого расположено место ввоза товаров и транспортных средств, в течении ближайших 2 часов. Обеспечить подготовку необходимого пакета документов в бумажной и электронной формах водителю нужно будет самостоятельно или через таможенных брокеров, платные услуги которых в таком случае завышены в несколько раз.
К тому же, перевозчика ожидает более тщательный осмотр транспортного средства с использованием системы управления рисками и/или возможный простой транспортного средства на границе.
Еще раз напоминаем, что без предварительной информации таможенное оформление товаров, которые ввозятся на территорию ЕС и Таможенного союза, на сегодня не проводится!
Механизмы проведения предварительного электронного декларирования/информирования
Возможных механизмов проведения предварительного электронного декларирования на сегодня два:
Первый - воспользоваться внутренними системами каждой отдельно взятой страны (например, регистрация предварительного уведомления и получение уникального идентификационного номера перевозки в России через электронную систему Федеральной таможенной службы РФ).
Второй, для держателей книжек МДП (TIR carnet) – провести предварительное электронное информирование через систему Международного союза автотранспорта TIR-EPD. Система TIR-EPD – это уникальная возможность для международных автомобильных перевозчиков передать предварительную информацию по перевозке МДП одновременно в таможенные органы 24 стран, среди которых Беларусь, Россия, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Латвия, Литва и др.
TIR-EPD соответствует рамочным стандартам безопасности Всемирной таможенной организации, учитывает специфические требования NCTS и таможенных органов отдельных стран. Также напоминаем, что в сообщении предварительного информирования обязательно указывать идентификационный номер EORI субъекта таможенных отношений (перевозчика). Выполняя данное требование, всем перевозчикам нужно заранее зарегистрироваться в таможенном органе одной из стран ЕС, получить уникальный 17-значный код EORI и в дальнейшем указывать его в таможенных документах и электронной предварительной информации.
|